Учащимся:
Задание выполняется в тетради по
литературе. |
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех
стихотворений под названием "Я", его стихи появляются на страницах
футуристских альманахов (1913-15) "Молоко кобылиц", "Дохлая луна",
"Рыкающий Парнас" и др., начинают печататься в периодике, издаются поэмы
"Облако в штанах" (1915), "Флейта-позвоночник" (1916), "Война и мир"
(1917), сборник "Простое, как мычание" (1916). Поэзия Маяковского
наполнена бунтом против всего мироустройства социальных контрастов
современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на
прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский
использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык,
контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, "любовь на
скрипки ложите", "ноктюрн... на флейте водосточных труб" и др.
Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и
богохульством ("Арканом в небе поймали бога"), остается романтиком,
одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность "мельчайшей пылинки
живого".
Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в
устной форме с эстрады, на вечерах, диспутах (ср. название его сборника
"Для голоса", 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто
появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как
нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, "рваный" синтаксис,
"разговорность" и нарочито фамильярная ("панибратская") интонация: "...
Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?". В сочетании с
высоким ростом ("здоровенный, с шагом саженьим") и зычным голосом
Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ
поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника "безъязыкой
улицы" в "адище города", слова которого не могут быть красивы, они
"судороги, слипшиеся комом".
|
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах
Маяковского значительное место занимает любовная лирическая
тема: "Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч
разнесу дорог". Любовь "вымучивает душу" страдающего, одинокого
поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая
заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений
поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель
новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных
принципов отношений женщины и мужчины в "буржуазном" обществе. С
именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная
интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского.
Заявляя в 1920-е гг., что "теперь не время любовных ляс", поэт
тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения,
поэма "Про это", 1923), которая достигает трагически надрывного
звучания в последних строках Маяковского в неоконченном
вступлении к поэме "Во весь голос".
|
ЗАДАНИЕ 2:
Прослушайте отрывок из поэмы "Про это"
http://www.tvzvezda.ru/?id=80363, посвящённый Лиле
Брик. Для этого найдите кнопку "Прослушать" и нажмите.
Найдите
информацию о любимых женщинах В.Маяковского, используя поисковые
системы: Aport,
Yandex, Google. С какими
адресатами любовной лирики вы познакомились? Каково было
отношение поэта к любви? Ответ запишите в тетрадь. |
|