Методические рекомендации к дистанционному уроку:

"Жизнь и творчество В.В.Маяковского"

Предмет: литература,  9 класс.

Тема урока: "Жизнь и творчество В.В.Маяковского". (Обзорная лекция).

Образовательные цели: знакомство учащихся с основными вехами биографии В.Маяковского, с кратким обзором его поэзии, неразрывно связанной с Россией, русской культурой; знакомство с новым литературным течением Серебряного века - футуризмом, с его особенностями.

Воспитательные цели: уметь работать в группе, владеть разными видами речевой деятельности, учиться на примере авторского исполнения выразительному чтению стихотворений В.Маяковского.

Развивающие цели: развитие учащимися коммуникативной и информационной компетенций: умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач; умение  применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудиозапись, электронную почту, Интернет.

Словарная работа: Серебряный век, символизм, футуризм, РАПП, "Окна РОСТА", эпатаж и др.

Самостоятельная деятельность учащихся: получение информации о жизни и творчестве В.Маяковского, знакомство с произведениями поэта в авторском исполнении, с авторскими работами в "Окнах РОСТА".

План урока.

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
I. Этап актуализации знаний. Обсуждение хода урока. 5 Беседа учителя
II. Основное содержание урока. Непосредственная работа в Сети. 35 Знакомство с теорией урока на страницах www.
III. Контроль усвоения 35 Заполнение таблицы, ответы на вопросы в процессе знакомства с теорией урока, выполнение итогового теста.
IV. Рефлексия. 10 Ответы  учащихся на вопросы. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание. 5 Инструктаж по домашнему заданию.

 

I. Методика работы с телекоммуникационными средствами обучения:

  1. Получение информации о жизни и творчестве В.Маяковского с сайтов:  http://www.vmayakovsky.ru/  

    http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12478&ob_no=12752

  2. Получение информации о футуризме с сайтов:  http://www.krugosvet.ru/articles/111/1011123/1011123a1.htm  Заполнение учащимися таблицы.
  3. Получение информации о работе В.Маяковского в "Окнах РОСТА". Знакомство учащихся с творческими работами поэта на сайтах: http://www.plakaty.ru/authors?id=66&sort=lname    http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0460.shtml

    http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0390.shtml

  4. Самостоятельный поиск учащимися информации об адресатах любовной лирики поэта.
  5. Прослушивание учащимися фрагмента поэмы "Про это". http://www.tvzvezda.ru/?id=80363
  6. Прослушивание стихотворений в авторском исполнении. http://gold.stihophone.ru/users.php?user=maiakovski

II. Задания для учащихся:

1. Заполнить таблицу № 1

ЗАДАНИЕ: Что такое "футуризм"? Найдите определение на сайте http://tmn.fio.ru/works/80x/305/0-3.HTM. Запишите его в тетрадь. Перерисуйте таблицу, дополните третью колонку своими примерами, которые  найдёте на страницах www.
КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
СИМВОЛИСТЫ
ФУТУРИСТЫ
1. Цель творчества Расшифровка тайнописи , воплощенной в слове, пророчество. Вызов традиции
2. Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты. Одержимость идеей разрушения старого мира.
3.Отношение к слову Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи. Интерес к "самовитому слову", словесным деформациям, создание неологизмов.
4.Особенности формы Господство намеков и иносказания,  знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

 
2. Прослушайте отрывок из поэмы "Про это" http://www.tvzvezda.ru/?id=80363, посвящённый Лиле Брик. Для этого найдите кнопку "Прослушать" и нажмите.

Найдите информацию о любимых женщинах В.Маяковского, используя поисковые системы: Aport, Yandex, Google. С какими адресатами любовной лирики вы познакомились? Каково было отношение поэта к любви? Ответ запишите в тетрадь.

 

3. Познакомьтесь с агитационными плакатами В.Маяковского, лозунгами к ним и рекламой на сайтах: http://www.plakaty.ru/authors?id=66&sort=lname, http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0460.shtml, http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0390.shtml.

Попробуйте придумать свои лозунги или рекламу, запишите это в тетрадь.

 

 4. Прослушайте стихотворения  в Виртуальном поэтическом театре в исполнении автора -В.Маяковского.

http://gold.stihophone.ru/users.php?user=maiakovski  

III. Итоговый тест.

1. Дата рождения В.В.Маяковского?
a) 21 июня 1892 г.
б) 19 июля 1893 г.
в) 21 июля 1893 г.

2. Место рождения В.Маяковского?
a) г.Кутаис, Грузия
б) с.Багдады, Грузия
в) г.Москва, Россия

3. К какому литературному течению принадлежал В.Маяковский?
a) акмеизм
б) символизм
в) футуризм

4.Под чьим влиянием В.Маяковский примкнул к группе "Гилей"?
а)
Кручёных
б) Давида Бурлюка
в)
Хлебникова

5. Отношение футуристов к миру?

а) стремление создать картину идеального мира
б) одержимость идеей разрушения старого мира
в) понимание
  мира как совокупности простых предметов

6. Кому была посвящена поэма "Про это"?
a) Л.Брик
б) Т.Яковлевой
в) В.Полонской

7. Чем занимается В.Маяковский в "Окнах РОСТА"?
a) рисует агитационные плакаты
б) пишет частушки
в) пишет любовные стихотворения

8. Какое произведение В.Маяковского вызвало травлю рапповской критики?
a) "Баня"
б) "Клоп"
в) "Хорошо"

9. В каком произведении В.Маяковский предсказал себе раннюю смерть?
a) "Владимир Маяковский"
б) "Владимир Ильич Ленин"
в) "Хорошо"

10. Дата смерти В.Маяковского?
a) 14 апреля 1931 года
б) 14 апреля 1930 года
в) 10 марта 1930 года

IV. Рефлексия.

1. Считаете ли Вы проведение интернет-уроков полезным и нужным мероприятием? Или, может быть, стоит ограничиваться традиционными уроками?

2. В чем, по-вашему, заключаются достоинства и недостатки подобных уроков?

3. Если бы интернет-урок готовили Вы, какую бы форму работы вы предложили (предпочли)?

4. Каковы, по-вашему, главные результаты сегодняшнего урока (для Вас)?

V. Домашнее задание:

Создать творческую работу на компьютере. Это могут быть презентация (смотреть методические рекомендации для создания презентаций), плакаты, рекламные листки, эссе, рисунки, электронные газеты и др.

Целью проведения ученической конференции является защита своих творческих работ учащимися, ответы на вопросы, высказывание своего мнения, оценка образовательной  продукции своих товарищей.

  

© Голованова Татьяна Григорьевна, 2007 - 2008

Hosted by uCoz